ô×ÏÒÞÅÓÔ×Ï

Как писать и читать сказки, или сам себе Кощей Бессмертный

1. Мое предвзятое объяснение, зачем вам это читать дальше

2. Несколько интересных фактов о сказке

3. Механика сказки

4. Прямая трактовка сказки

5. Трактовка сказки через символы

6. Пример авторской сказки и ее трактовки

 Феи, Он, Она и несколько счастливых случайностей

 
Приложение

Архетипы
Цвета
Числа

1. Мое предвзятое объяснение, зачем вам это читать дальше

Решила написать этот раздел для тех, кому интересно самому сконструировать пару-тройку сказок, и суметь прочитать за привычными словами новый смысл, который заботливое подсознание предусмотрительно шифрует в сказочный сценарий.

Мои советы по написанию и прочтению сказок  не будут чем-то исключительным, сейчас в сети можно найти не один такой самоучитель, однако, они будут подкреплены собственным опытом, и этим, возможно, заинтересуют вас. По ходу текста вы найдете ссылки на разные книги, авторы которых вполне достойны того, чтобы их прочитать на досуге.

Со сказкой, как я уже говорила в других разделах этого сайта, я познакомилась совершенно случайно, подыскивая себе тему для дипломной работы. Случайность оказалась счастливой — мне понравилось работать со сказками, впрочем, поначалу это оказалось не так уж и сложно. И во мне созрела уверенность, что для всех людей мало-мальски способных соединять слова в предложения, написание сказки может быть прекрасным способом самотерапии, о чем собственно и  пойдет речь дальше.

2. Несколько интересных фактов о сказке

Слово «сказка» произошедшее от «казать», оказалось родственником таких слов как  чешское kázat, «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», древне-индийское kacate «появляется, блистает, светит»,  akacya «увидел». Для каждого этот набор слов может значить, конечно, что-то свое, я же в этом контектсе трактую сказку как поучительную историю, способную «освещать», «видеть» скрытый смысл вещей. При том присутствует еще смысл «приказывать», что нам, психологам, играет только на руку.  Если с помошью сказки можно «приказать» подсознанию перестроить жизненный сценарий в конструктивное русло, то негоже отказываться от такой возможности.

Русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, проанализировавший за 40 лет своих изысканий достаточное количество сказок, приходит к вот какому выводу. События, описываемые в сказках, во многом сходятся с обрядом посвящения юношества при наступлении половой зрелости, который к тому же был тесно связан с представлениями о смерти. Упрощенно форма обряда сводится к тому, что родитель(отец) отводит ребенка в лес (специальное пространство), где оставляет его в руках шаманов (учителей, наставников) для прохождения испытаний. Испытания обычно связаны с ограничениями — закрытое помещение, отсутствие еды, питья, общения, света, или испытание тела болью (нанесение порезов, татуировок), или испытание на смелость — прыжок с высоты, нахождение один на один с хищным животным, и т.д. Ритуально подростока проводят  через смерть и возрождение, и возвращается к миру (матери) он уже совершенно новым человеком.

Вам ничего это не напоминает? История, которая лежит в основе самой распространенной религии на Земле, повествует как раз о таком обряде посвящения, несколькими ступеньками выше, конечно,  где Христу было предназначено Отцом  умереть и воскреснуть, а потом явиться миру в своей новой ипостаси. Как и в обрядах, мать могла лишь горевать, сожалеть о потере, и радоваться возвращению, но не она вела сына на испытания. Далее напрашивается вывод, что идея смерти и воскрешения после нее, была достаточно важной для наших предков, важной настолько, что переродилась в основу религиозного мифа. Причем смерть учили не бояться, учили ее принимать и преодолевать этот барьер, вот только жаль, что современное общество эту традицию заменило страхом смерти, а заодно и страхом жизни.

Теперь о форме сказки. Это совершенно особый жанр,  истории в котором строятся по определенным законам. В  сказках всегда действует веками утвержденный состав персонажей;  действие разворачивается по стандартной схеме; за простой ли сложной сказочной историей всегда стоит мораль, мудрость, высшая истина.

По моим личным домыслам популярность сказки отчасти можно объяснить удачным сочетанием логичной структуры истории, воздействующей на наше левое полушарие — действия героя и результаты всегда взаимосвязаны, без всех этих заморочек современной литературы, когда наркоман вдруг становится миллионером, а потом просветленным гуру, так ничего и не поняв в жизни — и насыщенным символьным наполнением, подключая тем самым и правое полушарие — героя всегда интересуют какие-то диковинки: то жар-птицы, то молодильные яблоки, то аленькие цветы — за путевками на Гавайи или золотом на ремонт дворца еще ни один принц не гонялся. Видно, такой способ подачи информации наиболее естественен и органичен для нашего ума — и это доказано веками! Кстати, сейчас сказки частично реинкарнировали в популярные, хорошо снятые фильмы, где кроме сюжета присутствует еще и пропаганда общечеловеческих ценностей.
вверх

3. Механика сказки

Итак, с чего начинать сказочнику? Я думаю, просто собраться с мыслями, сесть и начать писать:) Но для общего развития нужно знать, что обычно в сказках присутствуют:

— герой, который первую часть истории совершает кучу ошибок, а вторую — их старательно исправляет;

— всем несимпатичный или наоборот обаятельный злодей, с которым борется главный герой;

— вторая половина героя (принц, принцесса); ее (вторую половину) либо приходится постоянно спасать из абсурдных ситуаций, либо она приходит на помощь главному герою (не смотря на то, что он герой);

— существа, которые бескорыстно, или за деньги, или за обещания помогают главному герою; с ними, как правило, в конце приходится тоже повозиться;

— добрые феи, волшебники — эти помогают герою из принципиальных соображений — обычно они хотят справедливости всегда и для всех;

— король, королева — правительственная  верхушка — как правило, всегда не в курсе дел, и к тому времени, как они успевают испугаться, все уже давно решено главным героем.

— комичный персонаж — может быть любой из вышеперечисленных по выбору, но в хорошей сказке он всегда есть для того, чтобы всем говорить правду, на которую не решаются другие;

— предатель — опять же, им может быть каждый из персонажей, даже сам герой может понять на каком-то этапе, что он предал себя, свои идеи, но в конце предатель обязательно изобличается, и вообщем-то прощается великодушным победителем;

— волшебный объект, существо — как правило, задание для героя, который часто идет туда, не знаю куда, и ищет то, не знает что.

Сюжет сказок, так же как и набор персонажей, четко определен. В глобальных масштабах — герой отправляется в путешествие, там совершает что-то значимое, и возвращается домой — на щите или со щитом, повзрослевший, подобревший и умудренный опытом… ну, или мертвый. При том путешествие  не обязательно должно быть за тридевять земель. Оно может быть и мысленным, скажем, полетом фантазии Ильи Муромца, который лежит на печи 30-й год и мечтает, что когда-то он встанет и всех победит.

Но между судьбоносным решением бросить отчий дом и отправиться шататься Бог знает по каким далям, и счастливым или несчастным возвращением, герою много чего еще придется сделать. Например, чтобы сказка началась, ему вообще-то необходима безвыходная ситуация. От хорошей жизни ни один человек грандиозные дела свершать не станет. Такая безвыходная ситуация обычно создается невыполнимым заданием — рассмешить принцессу Несмеяну, сразиться с непобедимым чудищем, пробудить Спящую красавицу, встать с печи, в конце-концов. И чтобы добиться таких грандиозных результатов,  герой вынужден совершить что-то из ряда вон выходящее, чего еще никто никогда не делал.

Пока герой еще сам не уверен, что он герой, поэтому поначалу находится в замешательстве, нередко расстраивается, а то и совсем впадает в депрессию, однако не надолго. Сам не зная, что делать, он просто встает и идет куда-то, и вот тут-то ему начинает «везти». Хотя я думаю, что это не просто везение. Герой справедливо вознаграждается за смелость взяться за невыполнимое дело и начать его. Итак, на пути у смельчака вдруг появляются странные существа — лешии, русалки, бабы ежки, говорящие деревья — которые знают, чем ему помочь, однако обязательно просят что-то взамен. Обычно герою не трудно им подсобить, тем более, находится кто-то, с кем можно обсудить свои проблемы.

А дальше герою предстоит самый сложный этап —  вооружившись новыми знаниями, он должен добыть некий волшебный предмет, или скажем, необычайные способности, которые помогут ему выполнить свою задачу. Хвост Русалочки превращается в стройные ножки, царевич получает сапоги-скороходы, а Илья Муромец — меч кладенец. А иногда герою просто необходимо понять что-то важное,  поверить в себя, сделать открытие, по-настоящему полюбить кого-то. В данном случае волшебством является осознание…

И  уже с новыми силами герой отправляется «на  задание». Безусловно, ему страшно, он даже может сомневаться, а не развернуться ли и уйти восвояси, пока не началось… но не тут-то было! Все в ожидании спасителя — приговоренные к насильному замужеству принцессы, закрытые в темнице богатыри, добрые принцы в шкуре зверя — ему уже не отвертеться, поворачивать поздно! На каком-то моменте герой и сам понимает, что ему давно хотелось совершить что-нибудь этакое, и бросается в гущу битвы без оглядки, или самозабвенно целует спящую принцессу, или огнедышащего дракона — тут уже как повезет. А потом Он возращается домой. От той неуверенности и отчаяния, с которыми наш герой покидал дом, не осталось и следа — родители смотрят на него с уважением, девушки с обожанием, мужчины — с завистью. Сегодня его день!

Вот один из вариантов сказочного сценария, на основе которого может быть написана сотня-другая историй с разной вариацией описанных событий, опуская или добавляя некоторые из них по желанию. Все тот же Владимир Яковлевич Пропп (Пропп В.Я. «Морфология сказки») выделил целых 31 событие, которые он назвал функциями, наиболее часто встречающихся в сказках, посмотреть их можно здесь.

Веселый сказочник Джанни Родари (Родари Дж. «Грамматика фантазии») сократил их количество до 20, предлагая для каждого из событий нарисовать свою карту, а потом упражняться в сочинении историй вытягивая несколько таких карт из колоды наугад.

Всем желающим углубиться в структуру сказок, можно засесть за изучение ссылок, остальных прошу проследовать дальше. Теперь, когда необходимая порция теории высказана, поговорим о главном. Есть кое-что, без чего ни одна сказка не напишется, будь автор хоть профессором психологии, хоть практикующим психологом. Перед сказкой обязательно должна идти идея, которую вы во что бы то ни стало захотите донести до других. Вы должны быть полны этой идеей, жить ею, рассматривать ее с разных сторон, видеть ее в любом жизненном событии — и тогда она без труда ляжет в основу сказочной истории.

Для тщеславных перфекционистов заявляю сразу — не стремитесь натужно выдавить из себя никому не известную гениальную мысль, чтобы первой же сказкой прославиться среди масс простых смертных. Нет ничего нового под солнцем, идея вполне имеет право быть старой и затертой истиной, важно, чтобы она волновала именно вас! Когда что-то захватывает человека полностью, он способен погрузиться вовнутрь предмета и достать с глубин смысла такие новые оттенки, которые найдут отклик во многих сердцах — вот и весь секрет.

Имеено поэтому так полезно писать сказки, когда волнует какой-то вопрос, проблема, жизненная ситуация. Ваше подсознание получает идею для реализации — и в соответсвии с этой идеей составляет историю, в которой герой обязательно подводится к вариантам выхода из нее. Пока автор сочиняет сказку, абстрагируясь от своей насущной проблемы и больше переживая о том, как бы состыковать героев и сюжет, мысли и слова, включается образное мышление, характерное для подсознания, и тайком для потерявшей бдительность жизненной логики, подсовывает ранее незамеченный вариант разрешения проблемной ситуации.
вверх

4. Прямая трактовка сказки

Рано или поздно, сказка оказывается написанной, и возникает следующий вопрос: что же с этим всем делать дальше? Есть несколько вариантов развития событий, например, сказку можно отложить и забыть про нее, дать почитать друзьям, опубликовать на каком-то сайте, написать еще одну. Ну, особо любопытные, конечно же, захотят получить ответы на вопросы: «откуда оно все в моей голове взялось?» и «что это вообще значит?». Самое время для интерпретации сказочных событий.

Сами персонажи и их действия могут трактоваться на нескольких уровнях. Нередко бывает такое, что сочиняя сказку, автор вводит дополнительных героев, хорошо представляя себе, кто является их прототипом в его реальной жизни. Своим врагам по жизни мы стремимся раздать роли похуже, друзья же остаются вблизи нас — это вполне ожидаемый поворот событий. С точки зрения разбора этого уровня смысла,  поначалу важно просто определить, кого именно какой ролю вы наделили, и понять механику взаимодействия.

Хотя в 99% случаев автор сказки — это и есть главный герой, но остается 1% который асоциирует себя со вторыми, а то и третьими ролями, оставляя звание «главного» супругам, родителям, друзьям, провидению, Господу Богу. Однако и устойчивая ассоциация автора с главным героем не гарантирует активной позиции последнего.

Хотите увидеть себя со стороны? Повнимательнее присмотритесь к вашему персонажу. Каков его внешний вид? Во что он  одет, каков цвет одежды? Весел ли, печален? О чем говорит его выражение лица? Пышет силой и удачлив, или отчаявшийся и безнадежный нытик? Не стесняйтесь пристально вглядываться в детали, это будет очень полезно. Тогда вам станет ясна маска, или личность, которую вы презентуете в социуме, что-то типа рекламного трейлера перед выходом фильма.

Также следует обратить внимание на действия вашего персонажа: что у него получается лучше всего, чем он пользуется, как козырем — и к чему это приводит. Если вам удается найти несколько успешных сценариев поведения — запомните их, наверняка, они и в реальной жизни пригодятся. Если герою удается уговорить своих врагов не нападать на него — вероятно у вас есть дар слова, которым можно успешно пользоваться  в ежедневной практике. Если всегда вопрос решает сила и ловкость — вспомните в нужный момент, что можете быть изворотливыми. Если принцессу принц выбирает за доброту душевную и красоту неземную — забудьте про выяснения отношений в семье, для вас — это не метод, сходите лучше в салон красоты и запаситесь терпением.

Проанализируйте, в какой обстановке герой чувствует себя как рыба в воде, а в какой ему скучно и грустно? Не всегда дворцы лучше, чем уютные избушки, а привычный комфортный мир — чем новые путешествия. То же самое и с окружением — так ли важен титул и регалии для вашего избраника/избранницы, может и не стоит гоняться за принцем/ принцессой, а обратить внимание на ту обычную девушку или парня, которые давно уже преданно делят все невгзоды пути вместе с вами. Если такие открытия будут сделаны в сказке, их аналоги обязательно должны присутствовать и в жизни. Тогда самое время провести инвентаризацию своих ценностей под лозунгом «чего же я хочу на самом деле?»

Вообще описание окружения в сказке — это чуть ли не самое  благодатное поле для анализа. Оно отражает наше взаимодействие с социумом, способность реализовать себя там. Есть несколько уровней окружения: человеческие существа,  к которым относится и сам главный герой;  волшебные существа-посредники — эльфы, нимфы, русалки, лешии, гномы, и т.д., и настоящие волшебники с большой буквы «В»:) Обычно мелкие волшебные существа могут помочь, что-то подсказать, но координально изменить судьбу героя не способны, настоящие же волшебники могут это сделать по своему желанию, которое, правда, должно подкрепляться какими-то весомыми причинами — обычно значимыми поступками героя.

Здесь нас могут интересовать такие вопросы: путешествует ли герой один или с друзьями, много их, или только один верный друг? Насколько герой способен заводить друзей по дороге? Умеет ли принимать помощь от них, слушается ли их советов. Принимает ли он помощь от волшебных существ — показывает в принципе степень доверия к помощи неизвестных, готовность брать подарки жизни, когда она их дает, а не когда человек ждет этого. Еще важно обратить внимание на то, как выглядят эти существа — безобразные, косые, кривые, или все же обаятельные и симпатичные; возможен вариант, что они будут нейтральные — герой сказки просто слышит  голос, который подсказывает ему, что и как делать. Кстати, способ передачи герою информации/особых даров этими существами — тоже полезная характеристика и говорит она о том,  как вы наиболее расположены принимать помощь извне. В виде совета, информации (вещающий голос), в виде конкретных вещей (сапоги скороходы, скатерть самобранка, волшебная палочка), в виде полезных связей (гномы знают, как и с кем в пути договриться, чтобы провести героя через опасный лес).

Настоящие же волшебники — те, которые с большой буквы «В» — это характеристика истины в последней инстанции для героя, боги его мира, которые бывают чаще  всего справедливыми  и великодушными, но радуют своими подарками только в те моменты, когда герой делает «правильный» выбор. Хотя в сказках может присутствовать и персонаж волшебника-шутника, или чересчур строгого волшебника, или номинального волшебника. Это все зависит от отношения автора сказки с высшими силами, которым он безгранично доверяет. Важно «услышать», о чем именно говорит этот персонаж, иногда так подсознание нам доносит то, что мы никак не хотим видеть в реальной жизни. Если голоса волшебных существ помогают нам решать конкретные задачи — дойти, найти, взять, то слова настоящего волшебника содержат совет насчет наших мета-целей, которые, возможно, стоит пересмотреть, поменять, расширить. Ну, например, гномы могут помочь добыть магический кристалл, а волшебник уже расскажет, что с помощью этого кристалла герой должен спасти погибающий мир эльфов.

Самой калоритной в сказочных историях бывает фигура злодея, против которого направлен основной импульс борьбы. Здесь стоит обратить внимание, во-первых, на степень «злостности» персонажа. И злодеи могут поддаться перевоспитанию при правильном подходе — один Гудвин чего стоит! Автор с большей склонностью обращать внимание на недостатки, особо тщательно обрисует фигуру злодея, отдаст ему много реплик и сцен действия, и вряд  ли предоставит возможность к перебросу в лагерь «своих». У тех, кто любит в любой сезон носить розовые очки, злодеи получатся не такими страшными и безнадежными. Их герои смеясь могут пройти мимо смертельно опасных козней злодея, хотя, могут и угодить по своей наивности в его ловушки. Кстати, тоже хороший показатель — насколько автору удается избежать опасности, просто игнорируя ее.
вверх

5. Трактовка сказки через символы

Но сказку можно трактовать и по-дргугому — когда все персонажи представляют собой образы внутреннего мира самого автора. Здесь, конечно же, не обойтись без Карла Густава Юнга и его знаменитых архетипов. Также для символической трактовки сказки важно еще обзавестись пониманием значений цветов и цифр. Неспроста подаренный отцом цветочек зовется аленьким, маленькая девочка попадает одна в лес в красной шапочке, у птицы счастья синие перья, а Ясон охотился именно за золотым руном. И притом, действие происходит в тридесятом царстве, герой отправляется на поиски за тридевять земель, Илья Муромец спит на печи тридцать три года и три месяца, не говоря уже о Спящей Красавице, прилегшей отдохнуть на целых сто лет.

Значение архетиповцветов и чисел будет приведено ниже, но оно ни в коем случае не должно считаться исчерпывающим:) Это лишь вехи, которые помогут вам начать ориентироваться в трактовке символов, но если вам будет действительно интересно, то изучение более подробного материала не придется в тягость — это ведь все про себя, любимого.

При символической трактовке мы опять же начинаем с выделения фигуры главного героя. Она может быть одна, либо несколько. Часто в сказках двое детей, мальчик и девочка, отправляются на поиски чего-то, либо один из них отправляется на поиски другого (Герда пошла за Каем). Тут мы имеем дело с теми субличностями, которые сейчас являются ключевыми для нашей психики — на данный момент вы быстрее всего сможете добиться ответа от окружающего мира через них. Если это дети — впору задуматься, что до сих пор ищет ваш внутренний ребенок, скитаясь по непроходимому лесу бессознательного? Если это взрослая пара — мужчина и женщина — то почему ваша психика разделена на двое, что мешает двум половинам сливаться в единой целое? Возможно, ваш герой — безжалостный и хитрый Джокер-Трикстер, смысл действий которого в насмешке и злых шутках —  что же заставило этого анархиста захватить трон, как случилось так, что ваша рассудительность и доброта попали в опалу? Анализируйте, думайте, это интересно!

Естественно, полезно обратить внимание на «угнетенных» героев вашей сказки — тех, которые всю историю вынуждены сидеть в темнице и ждать героя вызволителя, тех, которых никто не слышит и не уважает, тех, кто не вышел ростом, умом, или красотой. Кому выпала такая роль? Какую часть себя вы упрямо унижаете и не даете проявиться, кого лишаете способности действовать и заствляете томиться в ожидании чуда, кого хотели бы забыть побыстрее? Похищенная и печальная принцесса в окошке — это ваша запертая женственность, архетип Анимы, — считает часы и годы, оставшиеся до подвига в ее честь. Богатырь, спящий на печи, — дремлющая до поры до времени мужская энергия Анимуса — ему не предоставили причин для действия, ему не к чему стремиться. Держите подальше от глаз все самое страшное, свою Тень, а сами все в белом? Проблема признать свои недостатки? Ну они же все равно вернутся к вам, как к автору …. чего уж там, пора начинать осозновать…

И по аналогии — о союзниках. Кто делит все невзгоды вашего пути, верен вам до конца и не предает под угрозой смерти? Мать дает ли оберег на дорогу и жертвует собой ради счастья ребенка — ваша духовность, эмоциональная сила и терпение здорово поддержат вас на этом этапе. Или веселый шут неотвязно бродит за вами по пятам, как бы случайно спасая вас от передряг — юмор и непредсказуемостью того же Джокера сослужит ва добрую службу. Девушка-красавица ли бросает вам золотую нить и вытягивает из подземелья — женская мудрость вашей Анимы поможет вам возродиться в новом качестве…

В этом же ключе проходит анализ и остальных персонажей сказки.

Стоит также отдельно протрактовать и предмет поиска героя — что является его основной целью? Если это материальный предмет, то обязательно обратите внимание на его цвет. Обычно характеристика цвета указывает на то, чего не хватает главному герою. Это очень полезная информация. Тот же аленький цветочек — необходимость открыть свою сексуальность, узнать любовь; золотое руно — символ власти и мудрости, золотого цвета которого Ясон  так не смог выдержать, а погоня за синим крылом птицы счастья — всего лишь попытка угнаться за своей мечтой, фантазией, но с другой стороны и возможность получить духовные впечатления.

За трактовкой отдельных элементов обстановки сказки, которых может быть очень много, и которые могут разниться от сказки к сказке  лучше обратиться к словарю символов. Для этой цели может, например, сгодиться  «Словарь символов» авторства Д. Трессидера.
вверх

 Приложение

Архетипы

Юнг выдвинул теорию о том, что мы ведомы не просто нашим подсознанием, а коллективным бессознательным, наполненным мифологическими образами.  В совершенно разных культурах эти образы повторяют друг друга, как впрочем, и персонажи сказок разных народов.

Каждый архетип по Юнгу соответствует определенному персонажу, типажу, несет определенное символьное значение и является элементом психической структуры любого человека. Вот несколько  архетипов: Персона, Тень, Анима, Анимус, Великая и Ужасная Мать, Старый Мудрец, Трикстер, Самость. Здесь будет приведена краткая характеристика каждого из них — этого вполне хватит, чтобы уловить смысл образа, который может выдать ваше подсознание в сказке через фигуру того или иного архетипа. Ну, а за  дополнительной информацией отсылаю вас к первоисточнику: Юнг К.Г. «Человек и его символы».

Итак, начнем:

Персона — маска, которую надевает человек в социуме. Это всегда штамп, шаблон, упрощенная модель самого человека. Ее роль — облегчать общение между людьми, когда они знают, чего ожидать друг от друга, привить нормы поведения в обществе. Одна крайность этого персонажа при слабо выраженном архетипе — непризнанный гений,  неспособный к адаптации человек, поведение которого нередко вызывающее. Другая — человек-актер, никогда не выходящий из роли, он полностью сжился со своей маской и к себе настоящему ему теперь будет достаточно трудно достучаться. В течении жизни люди обычно меняют маски, эти периоды чаще всего воспринимаются как кризисы — уж больно трудно отдирать от себя полюбившийся такой удобный, хоть и немного тесный футляр. Символически Персона ассоциируется с удачей и престижем.

Тень  персонаж характеризуется импульсивным, инстинктивным поведением, он принадлежит к неведомому миру, его действия непонятны, неконтролируемы, непредсказуемы. Тень олицетворяет неосознанные желания, которые идут вразрез с общепринятыми нормами. Тень обозначает те качества, которые мы не принимаем в себе, но зато рьяно осуждаем, когда видим у других. В противовес Персоне, сильный архетип Тени позволяет без оглядки на социум реализовывать все свои инстинктивные желания, что для самого человека может выглядеть как проявление индивидуальности, а на проверку оказаться лишь демонстрацией протеста самой жизни. Противоположное состояние — когда Тень подавлена — это идеализации, отрицание недостатков, что позволяет этим самым недостаткам благополучно множиться — как можно бороться с тем, чего нет?

Анима  коллективный образ женщины (обычно молодой) в мужском сознании, осознается, прежде всего, через мать. Этот архетип связан с землей и водой, наделен властью.   Два аспекта Анимы — это девственный чистый женский образ (Дева Мария), и образ обольстительницы, падшей женщины. Анима характеризует также настроение человека, его предчувствия и эмоциональные вспышки. Анима  сочетает в себе все качества, которые человек считает лучшими, поэтому очень опасно бывает затронуть ее, рискуя пробудить к жизни ее капризную, мрачную, бесконтрольную, беспощадную ипостась.

Анимус  коллективный образ мужчины в женском сознании, воспринимается через отца, а после проецируется на несколько мужских образов, независимо от их характера.  Для женщины Анимус является надежным источником непререкаемых мнений, суждений.  Подсознание накапливает в этом образе готовые полезные советы на любые случаи жизни и при необходимости (нехватке времени или внешней информации) быстро выдает ответ, оценку ситуации. В критической ситуации этот архетип может и жизнь спасти, но вот в ежедневной жизни он может создать некоторые трудности. Анимус авторитарен и жаждет подчинения, и когда ситуация требует изменить свое убеждение на более актуальное, начинается настоящая борьба.  Однако и в этой борьбе рождается истина. Человек учится докапываться до сути вещей, когда ведет диалог со своим внутренним Анимусом. Особенно трудно приходится с критическими замечаниями Анимуса насчет личности человека или его поведения — это может привести к комплексу неполноценности.

Старый Мудрец — это архетип появляется в образе мудрого человека, животного, существа, наделенного магической властью, обладающего исключительными способностями.  Мудрец способен задействовать скрытые ресурсы человека,  помочь ему подняться над собой, сделать невыполнимое, решить неразрешимое и поверить в невероятное. И вот как раз с последним может возникнуть проблема. Гипертрофированная власть архетипа может заставить человека пребывать в иллюзиях своей особенности и исключительности, чувствовать себя великим и всемогущим гуру, воплощением бога на Земле, ну и дальше в зависимости от фантазий человека. Уравновесить этот перекос может нацеленность человека не просто «почувствовать» великое знание, а коль оно действительно пришло, понять его умом, осознать и суметь объяснить  в обычных словах.

Великая и Ужасная Мать  архетип связан с символами плодородия, плодовитости: рог изобилия, вспаханное поле или сад, но его оборотная сторона — стремление к захвату жертвы, поглощению, в этом контексте символами могут быть колдунья, ведьма, дракон, большая рыба или змея, могила, саркофаг, глубокая вода, смерть, кошмары и привидения.
Конструктивные качества архетипа — материнская забота, магическая власть женщины,  мудрость, любой полезный инстинкт или импульс; все, что любит и поддерживает. Разрушительный образ — это образ Ужасной Матери, связанный со всем тайным, темным, страшным. Одной из реализаций этого архетипа является стремление женщины окружить своей безграничной заботой всех вокруг, априори считая каждого своим ребенком, а соответственно беспомощным и зависимым от нее. Блокируя, таким образом, проявление свободной воли окружающих, персонаж Матери устанавливает самую страшную, по мнению Оскара Уайльда, форму тирании — тиранию слабого над сильным.

Трикстер  архетип трюкачей, они способносны изменять свой облик и противостоять всем испытаниям. Триктсер имеет двойственную природу — наполовину животную, наполовину божественную, связывая, таким образом, для человека два мира — более низший животных и более высший богов. Трикстер наделен  живым умом, всегда готовым на хитроумные и нестандартные решения, он нарушает устоявшийся ход событий, чтобы открыть новое. Бурная деятельность Трикстера чревата революционным бунтом, он провокатор и обманщик. Но, в то же время, Трикстер дает возможность выхода страстям, порицаемых обществом. Трикстер зеркалирует человеку его собственные недостатки, дает возможность посмотреть на них со стороны, а значит признать их, и измениться к лучшему.  Трикстер не поддается моральной оценке, он не знает ни добра, ни зла, но зато в результате его действий люди могут увидеть, что для них ценнно, а что нет.   Символ Трикстера — трансформация.

Самость — архетип центрированности. Ее задача — объединить разрозненные элементы психики в единое целое, примирить противоположности. Изображение Самости —  круг, мандала, кристалл, камень, божественный ребенок и другие символы божественности. Самость — высший принцип, находящийся за пределами психики человека, но, в то же время, определяющий каждый ее элемент. Чем больше человек освобожден от иллюзий, мешающих принять ему себя целиком со всеми недостатками, тем больше он очищен и окрыт для гармоничного состояния Самости.

Цвета

Материал основан на книгах Бера Ульриха «Что означают цвета» и Воробьева Г.Г. «Твоя информационная культура», плюс мои личные наблюдения.

Коричневый —  это цвет Земли, естественно означает приземленность, уважение традиций, семьи. Цвет выражает жизненные ощущения тела,  стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху стремление к простому чувственному удовольствию.
Коричневый цвет олицетворяет стабильность, преданность, он успокаивает, поддерживает во время тревоги, волнений.
Негативный аспект — скупая личность, нежелание развиваться, зацикленность на материальном, резкость.

Красный цвет символизирует могущество, победу, желание и способность победить, стремление к достижениям, к инициативе. Для этого цвета нет преград, он слишком насыщен и полон энергии, чтобы остановиться перед чем-то. Поэтому его трудно контролировать, и он толкает на импульсивные поступки. Это цвет власти и величия — короли недаром носили красные мантии!
Красный цвет практичен, прямолинеен и страдает максимализмом — для него нет ответа «может быть», есть только «да» или «нет», хотя скорее даже только «да».
Этот цвет символизирует проявленную сексуальность, полноту жизни; он всегда в движении, всегда источник энергии.

Оранжевый — цвет творчества, сексуальности, блаженства, его воздействие мягкое, теплое, радостное, как блеск заходящего солнца. Оранжевый цвет постоянно держит в тонусе, как и красный, но лишен его агрессии.
Он способствует хорошему настроению, имеет благотворное влияние, т.к. показывает радостные стороны жизни. Оранжевый также символизируется и с вулканами — струящаяся энергия. Цвет высокого стремления.
Негативный аспект — зависимость от мнения окружающих, избалованность, тщеславие, зацикленность на себе.

Розовый — это цвет жизни, всего живого, цвет нежной и чувствительной любви. Он настраивает на доброту и романтичность, альтруизм. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе.
Одако этот цвет легко уводит в мир фантазий, избыток розового сделает человека «чудаком», которого никто не понимает.

Желтый — цвет власти, доминирования и социальной адекватности. Более мягкий чем красный, желтый все же является цветом активного действия, через него человек проявляет свою волю в социуме, и если этот аспект у него гармоничен, то он легко достигает поставленных целей.
Желтый — это цвет оптимистов, которые предпочитают не думать о проблемах, а скорее надеятся на удачу. Он символизирует общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость, для него естественно нравиться другим и привлекать к себе людей.
Желтый цвет, как лучик солнца, может проникнуть куда угодно, преодолеть любые трудности, олицетворяет гибкость, интуицию и сообразительность.
Негативные аспекты — самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем, тревожное состояние, стремление захватить то, что человек не может «переварить», критичность.

Зеленый — символизирует юность, надежду, веселье, хотя и незрелость, и недостаточное совершенство. В этом цвете заложена жизненная возможность, но он не обладает активной  энергией, содержит в себе потенциальную энергию, отражает внутреннее состояние готовности к действию. Зеленый цвет стремится к самоуверенности,  самоутверждению, к власти, признанию, превосходству, независимости.
Символизирует процветание и новые начинания. Он  помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение.
Зеленый цвет может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости). В негативном смысле — это цвет безмолвного одобрения и безнадежности, обреченности, скептичности.

Голубой — это цвет общения, эмоционального выражения. Легкий, чистый цвет. За счет чистоты способен «видеть ситуацию насквозь». Через голубой человек способен выразить себя, донести все те творческие идеи, которые родились в оранжевом цвете. То есть через голубой цвет происходит обмен информацией с окружением, что и является способностью человека адекватно отвечать на внешние импульсы, и характеризуется таким качеством как ответственность.
При переизбытке голубого — есть потребность в чем-то особенном, вычурном.
При недостатке голубого — склонность замыкаться в собственном мире, ощущение непонимания со стороны окружения.

Синий — символизирует небо и вечность, у него, как и у неба нет дна, он способствует глубокому погружению, например, в поиск смысла жизни. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, стремление к согласию, доверию, пониманию, сочувствию, серьезность, строгость. Цвет нежности. Цвет покоя, расслабления, меланхолии. Вызывает духовные впечатления.
Люди этого цвета стремятся к порядку, системе, имеют собственную точку зрения, которой очень преданы.
Переизбыток синего цвета — потеря реальности, мечтательность, фанатизм.

Фиолетовый цвет — образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Красный находит свое разрешение в синем, а синий свой смысл в красном. Отсюда — завуалированное возбуждение. Наличие красного не дает синему раствориться в себе — весь творческий потенциал фиолетового невозможно скрывать, он постоянно проявляется во внешнем мире.
Цвет ритуальности, высоких  идеалов, оказывает сильное влияние на других. Это цвет мистицизма (магов часто изображают в фиолетовых колпаках или плащах), цвет сумерек, его любимое занятие — превращать фантазии в реальность.
Негативный аспект — инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре, цвет идеализма. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.

Черный цвет — в противоположность белому отсутствие какого-либо цвета, пустота, которая непроницаема для более дальних объектов и способна поглотить любой объект находящийся вблизи нее, означает окончание. За счет своей непроницаемости становится цветом загадочности, возбуждает любопытство, но и пугает. Никто не знает, что находится внутри этого цвета, но пройдя сквозь него лучше понимает, что находится внутри самого себя.
В современном обществе это цвет горя, траура и несчастного случая, злых чувств (черная зависть).
Цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни, стремление к разрушению, агрессии, враждебность, негативизм, протест, отказ.

Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.
Основное качество белого цвета — равенство, так как он содержит в себе все цвета. Он совершенен и завершен, поэтому именно в нем заключена полная свобода для новых начинаний, он убирает все препятствия.
Слишком много белого —  пустота, бестелесность, смерть, скука, бесплодность, отрешенность, изоляция.

Серый —  неуверенность в выборе, человек не хочет делать выбор между черным и белым, поэтому выбирает нечно среднее — серый цвет. Так он никогда не станет первым и останется одиноким, оставшись на границе черного и белого, зато это обеспечит ему некоторую стабильность. Ассоциируется с болезненным состоянием, желанием скрыться от окружающего мира, самоустраниться со сцены активных действий.
Серый цвет отрицает эмоции, и такое отрицание создает видимость стабильности окружающего мира.

Серебряный цвет — олицетворяет стойкость, снимает эмоциональное напряжение,  уменьшает волнение. Он выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения.
Негативная сторона — из-за беспристрастности этот цвет затрудняет принятие решений, он способствует появлению иллюзий, избегает ответственности. Это высший цвет — так же как и золотой, но он не столь безупречен, возможно, из-за символической связи с женским началом (планета Луна) — ведь считается, что все несчастия на Земле начались именно с любопытства Евы, не Адам же злоупотреблял яблоками. Интересно, что характерное обилие демонической символики в одежде, например, у металлистов, всегда сопровождается серебрянными украшениями, но отнюдь не золотыми.

Золотой — это цвет славы, неизбежной победы. Цвет самодостаточности — он не приносит себя в жертву и не принимает жертв. Положительный аспект — зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, энергичность.
Золотой цвет несет определенную ответственность — ответственность справедливой власти, это честь, но это и тяжелая ноша, и искушение. Когда недостойный облачается в этот цвет, все его недостатки становятся видны окружению — отсюда переизбыток золотого грозит бесчестием, позором.

Числа

Сергей Алексеевич Вронский в своей статье «Нумерология» приводит такие определения чисел авторства Корнелия Агриппа, который додумался до этого еще в 1533 году!

1 — число цели, которое проявляется в форме агрессивности и амбиций —  всего, что начинается с «А», первой буквы алфавита.

2 — число антитеза с такими крайностями, как день и ночь. Оно стоит за равновесие и контраст, и поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества.

3 — символ неустойчивости, обозначается треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Оно объединяет талант и веселость и символизирует собой приспосабливаемость.

4 — означает устойчивость и прочность. Его надежность представлена квадратом — сторонами космоса, временами года и элементами «огня», «земли», «воздуха» и «воды». Это самое примитивное число.

5 — символизирует риск, достигая своего окончательного результата через путешествие и опыт. Отсутствие в нем стабильности, с одной стороны, может привести к неуверенности, но, с другой стороны, это число является и самым счастливым, и самым непредсказуемым.

6 — символ надежности. Это идеальное число, которое делится к на четное число (2), так и на нечетное (3), объединяя, таким образом, элементы каждого.

7 — символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования
неизвестного и невидимого. Это семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы. Семь объединяет целостность 1 с идеальностью 6 и образует собственную симметрию,  делающую его действительно психическим числом.

8 — число материального успеха. Оно означает надежность, доведенную до совершенства, поcкольку представлено двойным квадратом. Разделенное пополам, оно имеет равные части (4 и 4). Если его еще разделить, то части будут тоже равными (2, 2, 2, 2), показывая четырехкратное равновесие.

9 — символ всеобщего успеха, самое большое из всех элементарных чисел. Оно объединяет черты целой группы, что делает его контролирующим фактором, если оно развито в полной степени. Как трехкратное число 3, число 9 превращает неустойчивость в стремление.

0 — начало нового, потенциал, который заключает в себе все возможности, выход на новый уровень развития.
вверх

6. Пример авторской сказки  и ее трактовки

 Феи, Он, Она и несколько счастливых случайностей

Ласковые солнечные лучи пробудили великолепный мир — мир страны фантазии.  Две феи сидели на берегу лазурного озера, находящегося в окружении высоких гор.  Обе феи были прекрасны.  Их можно было различить лишь по разным цветам легких накидок и по выражению их прекрасных глаз.  «Мне скучно!» — сказала одна из фей, глядя на радугу. «Вчера я сделала счастливым одного человека.  Я дала ему все, о чем он мечтал, а он решил, что это случайность!».  «Я тебя понимаю…» — ответила ей другая фея, смотря на водопад, бурно спускающийся с одной из горных вершин.  «Я вчера сделала несчастным одного человека.  Я забрала все, чем она дорожила, но она решила, что это случайное стечение обстоятельств».  Они сидели и болтали ногами в озере лазурного цвета.  Вдруг, одна из фей сказала: «Интересно, а что если…?».  «Я думаю это именно то, что нужно!  Им нужно многое понять…, а нам с тобой развлечься!»

Ему опять снился тот же сон.  Сон о  прекрасном озере, высоких горах и фее неземной красоты.  «Пора стать взрослым, больше думать о реальной жизни и, кстати, я почти опаздываю», — подумал он.  Пока он чистил зубы, мысли о фее вернулись вновь.  Да, она прекрасна.  Собирательный образ тех, кто ему нравился.  Глаза напоминали девушку, с которой он встречался.  Фигура была как у той, что была до нее.  Волосы, как у официантки в его любимом ресторане… Список можно было продолжать.  «Достаточно!» — повторил он себе. Есть многое, о чем приятно думать.  Например, вчерашний день.  Вчера он получил все, о чем мечтал. Высокий пост на работе и соответствующая зарплата; прекрасная квартира и спортивная машина; девушка, с которой он встречается,  без ума от него… Как же все-таки замечательно сложились обстоятельства.  Случайность!  Почему образ феи не исчезает?!
Он обещал отвезти лучшего друга в аэропорт. Дружеские рукопожатие и пожелания отлично провести время длились несколько минут в аэропорту. Пора на работу. Он почувствовал чей-то взгляд. О! Нет! Не может быть! Возле него стояло прекрасное видение из его сна — фея. Но она не могла быть миражом.  Он чувствовал легкий аромат ее духов…

— Девушка!  Скажите…

— Сейчас 7 часов 12 минут, сегодня вторник, 19 декабря.  Я скажу тебе свое имя, дам номер телефона и мы обязательно встретимся, если ты ответишь на один мой вопрос. Наша встреча случайность?

— Конечно!!! Замечательная и восхитительная случайность!

— Ты готов к приключениям? Хотя сейчас твой ответ уже не имеет значения.  Начнем!!!

Он не успел и опомниться, как оказался в стране фантазии.

Она открыла глаза и ей стало грустно.  Это был лишь сон.  Ей опять снился тот же сон. Сон о прекрасном озере, высоких горах и феях неземной красоты.  Эти красивые существа, феи, так тщательно пытались скрыть того, о ком она всегда мечтала и никогда не видела даже во сне. Почему она была так уверена в этом?! Она просто всегда знала, что он есть где-то в этом сне и всего лишь озеро, горы и лес разделяют их.  Она разозлилась на себя. Как же глупо искать кого-то в своем сне. Взрослый человек, у которого множество проблем, ищет кого-то в своем сне. Глупо! Разобраться бы с реальными проблемами. А их множество!  Она вспомнила вчерашний день, и еда сдержала слезы.  Все, о чем она мечтала, стало невозможным.  Во всяком случае, в ближайшее время.  Случайность!  Глупое стечение обстоятельств и все мечты рухнули в одно мгновение.  «Бывает», — подумала она и стала собираться в дорогу.  Она уезжала, и нужно было торопиться на самолет. Заказав такси, она спокойно стала пить кофе.  И все-таки интересно, кого я искала во сне?  Как он выглядит, кто он и чем занимается?! Она еще некоторое время была в своих мечтах, пока телефонный звонок не отвлек ее.  Милый голос девушки-оператора сообщил о том, что, к огромному сожалению, ее заказ невозможно выполнить, так как все такси сейчас заняты.  «Ужас», — мелькнуло в голове, она не успеет.  Она долго стояла и голосовала, уже почти потеряв надежду успеть. Когда машина BMW остановилась, и женщина водитель согласилась подвезти ее — это показалось чудом.  Успеть!  Только бы успеть!

— Ты успеешь. Не волнуйся!

Она посмотрела на водителя и удивилась.  Хотя слово «удивилась» мало подходило.  Радом с ней за рулем сидела женщина из ее сна.  Не может быть!  Это невероятно!  Какая случайность!.  Женщина улыбнулась и спросила:

— Ты действительно думаешь, что это случайность?!

— О!  Я вам так благодарна, это невероятная случайность!

— Подумай!  Хотя, кажется, ты все равно не изменишь своего мнения, не так ли?!

Она не успела опомниться, как оказалась в стране фантазии.

Ее окружала восхитительная природа. Прямо перед ее глазами блестело лазурное озеро на берегу которого росли цветы всех возможных форм, цветов и оттенков, слышалось пенье птиц, которое ласкало слух.  Она узнала это озеро, она так часто видела его в своих снах.  Если это сон, то почему я могу прикоснуться к воде, и ощутить ее прохладу и чувствую аромат этих прекрасных цветов?  Может быть, это какой-то особенный сон… Она много раз купалась в озере, а затем, сидя на берегу, смотрела на радугу.  Ей нравилось наслаждаться красотой этого места, и она не заметила, как стало вечереть.  Это невозможно!  Мой сон всегда был полон света, и там никогда не было ночи… Становилось прохладно.  Где я?  Она стала задавать этот вопрос все чаще и чаще.  Надо было что-то делать.  Приближалась ночь. Ей было холодно.  Как это было глупо — купаться весь день и теперь в сумерках пытаться начать путь.  Надо было двигаться вперед, и она пошла неведомо куда, плохо представляя, что ждет ее впереди. «Очень холодно», — думала она, и мелкая дрожь пронизывала каждую частичку ее тела.  Было уже совсем темно, и она очень устала, когда прямо у нее перед глазами возник маленький беленький домик с красной черепицей.  Она постучалась, но никто не ответил, и она зашла в дом.  В доме горел камин, было тепло и уютно, на столе стояла еда.  Это замечательно! Какая случайность найти место для ночлега! Как только мысль промелькнула у нее в голове, мгновенно все исчезло — и дом, и еда, и камин.  Нет!!!  Ночь сменилась на день и она, не зная, что и думать, пошла вперед.

У него захватило дыхание от того, что он увидел.  Прекрасная картина предстала перед его глазами. Это было сказочно красиво и так похоже на то, что он уже где-то видел.  Он попытался вспомнить. Сон!  Его сон, который так часто повторяется.  Невероятно!  Как он здесь оказался и что он делает… на вершине скалы?  Сказочно красивая фея, стоявшая у подножья горы, приветливо помахала ему рукой.  Ему нужно было лишь спуститься вниз, и он мог бы прикоснуться к ней. И желание быть рядом с ней перевесило страх спуститься по высокой, отвесной скале.  Он был в хорошей спортивной форме, как ему казалось, но лишь спускаясь, он понял, что это не так.  Он старался не смотреть вниз и каждый камень, срывавшийся вниз, казался ему его собственным падением.  Капли пота все время падали на глаза, мешая найти едва уловимые на ощупь места на скале, за которые можно было зацепиться руками.  Он думал о том, что он может разбиться, но если он спустится вниз, то уж на этот раз это потрясающее создание уж точно будет его.  Его тело ныло от боли, ноги и руки были в ссадинах.  Внезапно, его рука соскользнула с выступа, и он почувствовал, что летит вниз.  Страха больше не было и ему казалось, что его сердце остановилось… Он пришел в себя от удара о воду. Он упал в озеро.  Едва он выполз на берег, в голове немедленно промелькнула мысль о том, какая замечательная случайность, что  внизу оказалось озеро и … он уснул.

Феи сидели рядом на берегу озера, с оживлением обсуждая приключения своих подопечных.  «Они оба провалили тест.  Они не могут поверить, что это не были случайности», — сказала одна из фей.  «Мы чуть не убили их. Это были слишком сложные задания для новичков. Давай дадим им еще один шанс. Я думаю, у них получится».

Она продолжала идти вперед по едва заметной тропе среди полян разных цветов. Если есть тропа, то должны же быть где-то люди. За все время ее нахождения в этом прекрасном месте она не встретила ни одного человека. Она все время думала о том, где она, и куда она идет, и  вспомнила о своих снах.  Она вспомнила, что искала ЕГО в своих снах… Может, это и есть ответ на все ее вопросы.  Раз уж так случилось, ей нужно идти вперед. Впереди виднелись горы… Горы были величественны, и чем выше она поднималась по тропе, тем больше она понимала их недоступную красоту.  Тропинка прерывалась и впереди шумела горная река. Река была не глубокой, но острые камни, выступавшие из воды, пугали.  Она повторила себе, что нужно идти вперед и шагнула в реку.  Вода обжигала своим холодом и сковывала движения.  Она продолжала переходить реку, пытаясь удержаться и не упасть. Острые камни ранили ее ноги и каждый шаг приносил боль, но она продолжала путь. Уже сидя на берегу, она думала о том, что если ей придется возвращаться и переходить эту реку еще раз, то она этого никогда не сможет сделать.  На берегу она посмотрела на свои ноги и поняла, что дальше она не сможет сделать ни одного шага.  Едва передвигаясь, она собрала цветы и травы и приложила их к ранам, в надежде, что какие-то из них смогут помочь ей.  Мгновенно раны зажили, как будто их вообще никогда не было.  «Это чудо!  Это не случайность, что я нашла нужные травы!  Это не может быть случайностью!», — произнесла Она, впадая в сон. Она проснулась и отправилась в дальнейший путь.  Она так была поглощена мыслями о том, что ей только стоит пройти лес и она обязательно встретит его!  Она даже не заметила, что на ней другая одежда – легкая белоснежная полупрозрачная туника, развивающаяся при каждом ее движении.

Он проснулся от легкого дуновения ветерка и, как ему показалось, шепота над его ухом.  Никого вокруг не было. Лишь легкая накидка феи напоминала о том, что она была здесь.  «Я останусь здесь и подожду, пока она вернется.  Скоро ночь и мне нужно найти место где спать, и что-то поесть». Он решил расположиться в пещере в скале. Не переставая удивляться и повторяя каждый раз, какая случайность, как быстро он нашел ягоды и фрукты, которые утолили его голод и ручей с прозрачной ключевой водой, он отправился в поисках сухих веток, чтобы развести костер.  Внезапно подул холодный, резкий ветер и небо стало мрачным. Темные тучи нависли над головой, готовые в любой момент разразиться проливным дождем.  Он заметил много сухих веток, которые как будто бы специально кто-то собрал и сложил в одном месте. Как только он приблизился, внезапный удар молнии превратил ветки в огромный пылающий костер.  Начался ливень.  Он стоял и не мог сдвинуться с места.  Это не случайность!  Это больше не могло быть чередой случайностей!  Он увидел фею, которая стояла вдалеке и загадочно улыбалась.  Он побежал, но чем быстрее он бежал, тем быстрее удалялась фея.  Перед его глазами менялись разные пейзажи — поляны усыпанные цветами неземной красоты сменили величественные и прекрасные горы, затем начался таинственный лес.  Фея иногда была так близко, что, казалось, еще один шаг и он сможет дотронуться до нее.  Он прекрасно видел ее легкое белоснежное одеяние, которое развивалось при каждом ее движении.  Затем фея исчезала и появлялась далеко впереди, и он опять бежал…

Лес закончился, и она выбежала на берег океана.  Все картины, которые она видела раньше, меркли перед величием той, что предстала перед ее глазами сейчас.  Вода бирюзового цвета мягко набегала на песок, напоминающий россыпи бриллиантов и, казалось, что каждая песчинка переливается всеми цветами радуги; первые луч солнца озарили небо, создав пурпурный ореол и окрасив небо в нежно голубой, персиковый и ванильный цвета с белоснежными облачками.  Она в восторге присела на песок и замерла.  Ее отвлек едва уловимый шорох песка, и она увидела бежавшего прямо к ней мужчину.  Она знала — это он. Он нашел ее.  Нет, это она его нашла.  Он присел радом и увидел, что его фея еще более прекрасна, чем ему раньше казалось. Он не мог оторвать взгляд от ее восхитительных глаз и все, что он мог вымолвить: «Это не случайность!!!».

Феи сидели на берегу лазурного озера, находящегося в окружении высоких гор и загадочно улыбались…
вверх

Резюме

Ну что ж, начнем препарацию.
В своей сказке автор показывает, что события, которые мы видим как разрозненные, не связанные друг с другом, часто складываются в одну цельную картину, если начать их оценивать по-другому. А оценивать по-другому их можно только пройдя определенные испытания.

Сказка полна описаниями природы, которые создают впечатление радости, умиротворения, позволяют героям почувствовать себя частью целостного бытия, а не роботами, спешащими на работу. Интересно, что в сказке два главных героя — мужчина и женщина. Вероятно, автору легче себя понять, раздробляя свою целостность на мужскую и женскую части, причем у мужской части все в порядке (карьера, личная жизнь), а у женской сплошные трудности (однако нельзя сказать, что она несчастна, просто более напряженные переживания). В конце сказки мужчина и женщина встречаются — символ гармоничного соединения женской и мужской энергии, их сотрудничества, а не борьбы. Но предварительно проходят испытания. Главной целью испытания было понимание, что счастье и несчастье не бывает случайным, что все приходит по воле невидимых сил, и достаточно только сказать вслух, что «Это не случайно!», то есть признать наличие чего-то неведомого ранее, как все тот час изменяется в лучшую сторону. Интересно, что автор не воспринимает испытания от невидимых сил как страшные карательные санкции, а скорее как спортивные соревнования, которые запросто можно выиграть.

У автора также мудрое отношение к своим двум половинкам — она им посылает испытания, но тут же реабилитирует либо переключением в другую действительность, либо переключением внимания на красоты природы, либо преподносит им подарок уюта —  для женской половины, красивой феи — для мужской. Символично, что испытания для своих половин автор выбирает тоже соответствующие — женщина должна пройти по холодной воде (женская стихия) — значит, что женщина в авторе должна была пережить эмоциональный холод, прежде чем осознать целостность,   а мужчина — спуск с горы (мужской символ) — падение по карьерной лестнице, которое привело к тому же осознанию целостности. Вероятно, так автор еще пыталась уравновесить свои половинки  — ведь начинали они с того, что мужчина был на пике удачи, а женщина — наоборот, барахталась где-то со своими проблемами внизу, и для встречи надо было одного опустить (спуск с горы), а другую поднять «вверх по тропинке». Половинки встречаются на берегу океана (опять женская стихия), что является гармоничным, так как автор сказки — женщина, и ей легче действовать на «женской территории».

У героев сказки есть помощники — невидимые существа феи, и собственное осознание. Феи не являются ни добрыми, ни злыми, они лишь устанавливают правила игры, относясь к людям, как к неразумным детям. Это довольно «здоровая» позиция взгляда на мир. При такой позиции автор не склонен обвинять кого-то или что-то в своих неудачах, единственное, что может помочь ему выбраться из трудной ситуации — это более глубокое понимание происходящих событий. Автор считает, что за то, что с нами происходит, несем ответственность мы своим уровнем осознания, который и определяет, помогают нам дружественные существа или нет.
Примечательно, что для решения своих проблем герои должны были попасть в «мир фантазии» и действовать там. Это говорит о том, что автор придает большое значение внутреннему настрою человека, его мыслям, осознанности. Поэтому, вероятно, герои так и остаются в том мире, не спеша возвращаться в «реальность».

В сказке часто упоминается голубой, лазурный цвета. Это может говорить о том, что автор стремится к общению, самовыражению, открытию себя внешнему миру. Также выбор этого цвета  подтверждает готовность автора принимать ответственность за происходящее на себя и через декларацию этого разрешать проблемные ситуации.
Сказка является действительно светлой, написанной автором в хорошем ресурсном состоянии, она насыщена детским восторгом по ощущению природы, ее мощи и  в ней свободно выражаются радость, счастье от простых  «человеческих»  удовольствий (уют, тепло, сбывшиеся мечты). Если упоминания о негативных переживаниях и присутствуют, то они не являются эмоционально заряженными.
вверх